Правила учтивости
"Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — умением ими пользоваться". Блез Паскаль
Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика — все это называется манерами.
В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми — именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.
Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.
Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление — вот и вся аксиома.
Будьте предупредительны по отношению к женщине или человеку преклонного возраста. Проявите свою заботу в форме простого и незатейливого ухаживания. Подайте женщине пальто, пропустите ее вперед, посадите ее за стол в кафе, пододвинув ей кресло, предложите ей первой взглянуть на меню. Для того чтобы так себя вести, совершенно не обязательно заканчивать школу дипломатов. Достаточно быть просто вежливым и усвоить, что люди, окружающие вас, заслуживают не меньшего уважения и внимания, чем вы сами. А проще говоря, выполняйте древнейшее золотое правило: относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения — это еще не значит относиться к жизни проще.
Светская беседа
В прежние века под словом «свет» подразумевалось привилегированное и благовоспитанное общество, члены которого отличались умом, ученостью, каким-либо талантом и вежливостью. В настоящее время понятие «свет» уходит, но светские правила поведения остаются. Светский этикет — это не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.
Из застольных бесед и общения вытекают симпатии и антипатии, в процессе общения вы повышаете свой рейтинг.
Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре. Ведь манера разговаривать — это вторая по значимости после манеры одеваться вещь, которая влияет на первое впечатление о собеседнике.
Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не назидательным и не игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но не льстивым.
За столом и на вечеринках говорят обо всем, но не развивают глубоких тем. Существует популярная шутка, что «русские на работе говорят о женщинах, а при женщинах — о работе». В ней, конечно, есть доля правды. Насколько бы ни были важны производственные вопросы, если вы с коллегой находитесь на приеме или корпоративной вечеринке, не время говорить о своих рабочих проблемах.
В застольных разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно разговоров о религии. Религию не хвалят и не бранят. Она хороша, поскольку существует (вспомните афоризм Вольтера: «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать»). Если вы придерживаетесь атеизма, то забудьте о нем на время приема; если вы исповедуете другую религию в отличие некоторых присутствующих, то не вздумайте им навязывать свое мнение.
Умение слушать — такое же необходимое качество для вежливого и воспитанного человека. как и умение говорить. И если вы хотите, чтобы вас понимали, нужно самому слушать других или, по крайней мере, делать вид, что вы внимаете его словам. Довольный собеседник, выговорившись и не дав вам в течение вечера и слова вставить в свой монолог, будет считать вас приятнейшим из людей.
Если собеседник все же задаст такой вопрос, то вовсе не стоит перед ним исповедоваться. Американец в таких случаях обычно отвечает: «I'm fine!»; русский может ответить: «Лучше всех, так как никто не завидует!» Правдивый рассказ о собственных проблемах — вот наилучший способ отогнать от себя назойливого человека и не пасть жертвой сплетен.
Если вас потянуло на исповедь, а побывать в церкви нет возможности, то купите себе диктофон и расскажите все ему. Поутру, выслушав пленку, вы только посмеетесь над своими проблемами. Это лучше, чем отягощать ими малознакомого собеседника, женщину или друга.
Чувство такта