Пресвитер авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. Он видел в душе каждого человека, желающего принять Христовы Тайны, его достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, он говорил некоторым из них:
— Как это вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души и расположения направлены ко злу?
— Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами… А ты сказал в своём сердце: «Не всё ли равно — грешным или чистым приступать ко Святому Причащению?»… Ты имел сомнения относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда приступлю к ним?»
— Удалитесь на некоторое время от Святых Тайн и покайтесь от души, очистив пороки слезами сокрушения. Получив отпущение грехов, вы станете достойными общения с Христом. Если же не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой.
Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?
О святом причастии (причащении, Евхаристии) слышали, пожалуй, все, но сподобились причаститься немногие, которые, судя по всему, и попадут в Царствие Небесное.
Что такое исповедь и причастие?
Каждый грех — это преступление: преступление против Бога, других людей или самого себя.
Исповедь — это наказание за грехи.
Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.
Исповедь — это великое таинство.
Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.
Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.
Исповедь можно сравнить с хирургической операцией, которую осуществляет священник, обнажая наши гнойники, раны, струпья, удаляя их и исцеляя в конечном итоге не только нашу душу, но и тело.
Ведь Господь милостив, но за нераскаянные смертные грехи он наказывает женщин и мужчин, а также их детей и ближайших родственников болезнями и даже смертью.
Поэтому так важно вовремя исповедаться Господу Богу в наших грехах! Чтобы Он нас простил и не наказывал за наши прегрешения наших родных, любимых деток, мужей, жен, родителей, бабушек и дедушек.
Грехи — это большие и малые кирпичи, которые отделяют человека от Бога. Исповедь — это пушка, динамит, который взрывает и постепенно уничтожает стену, отделяющую Бога от человека.
Исповедь — это Покаяние.
Но невозможно исправить грех или смыть его со своей души только раскаянием — очистить душу от его скверны можно только во время исповеди, и больше никак.
Грех, рассказанный священнику во время исповеди и отпущенный им Божьей волею, прощенный Господом, не будет больше никогда вменяться в вину человеку — даже на Суде Божьем после его смерти.
Таким образом, исповедь — это единственный способ очистить свою душу от греховных струпьев.
Но одной исповеди недостаточно, чтобы приблизиться к Господу Богу и войти в Царствие Небесное.
Для того, чтобы после исповеди в нашу душу снова не закралась нечистая сила, необходимо обязательно причаститься — принять в себя частицу Тела Христова (хлеб) и каплю Его Святой Крови (вино).
Только тогда наша душа получает небесную защиту от происков диавола. Иначе, если после исповеди не принять святого причастия, в нашу чистенькую душу придёт уже не 1 бес, а целых 7, или даже больше — ведь «горница»-то чиста, и стража (Духа Святого) в ней нет.
Именно поэтому причастие следует практически сразу за исповедью - чтобы Божья благодать через Евхаристию воспрепятствовала проникновению в нашу душу нечистой силы, которая только и ждет момента, как бы где дел нехороших натворить.
Поэтому причащение нужно по 2 причинам: чтобы получить Божье благословение после исповеди — это раз, и чтобы после физической смерти приобщиться ко Христу и приблизиться ко Царствию Божию, - это два.
Притча о святом причастии
Среди священнослужителей даже есть некая притча, по поводу того, что одному праведному старцу было видение. Он увидел Рай и огромную, клокочущую пропасть между собой и Раем.
Как перебраться на другую сторону, как попасть в Рай? Непонятно и невозможно.
И тут раздается голос: «Чтобы попасть в Царствие Небесное возьми два крыла Евхаристии: одно крыло из Плоти Христовой, а другое — из Его Крови. Без приобщения этих святых тайн ты не попадешь в Царствие Небесное, как бы ни был ты набожен и свят.»
***
Причастие — это жизнь, ибо Иисус Христос говорил: «Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни».
Причащение - это пребывание в Боге, ибо «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем».
Причастие — это лекарство для души и тела.
Святое Таинство Евхаристии восстанавливает в человеку ту чистоту духовных помыслов, которая изначально была у Адама до его грехопадения.
Причащение — это единение с Богом, залог очищения, спасения и воскресения души и тела человека.
Однако, причащение не имеет смысла и более того, является греховным, если человек причастился и исповедался без глубокого истинного покаяния, раскаяния. Такая формальная исповедь и причастие будут засчитаны Господом как ещё 1 грех к уже существующим.
Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?
Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.
Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).
Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.
В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.
Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.
Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.
Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?
1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.
Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.
Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.
Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.
2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.
3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.
Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.
Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.
4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.
По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.
После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.
5. С утра надо прочитать утренние молитвы, а также прочитать молитвы из Последования ко Святому Причастию, которые располагаются до и после канона.
6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.
Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».
7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.
8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.
9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.
10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.
Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.
Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».
Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.
Проверяй себя по 10 Божьим заповедям или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.
Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.
11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.
12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.
13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.
14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.
15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.
Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.
Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.
16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.
17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.
18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.
Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!
19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.
Как правильно готовиться к причащению и причащаться?
Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.
Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.
Нельзя причащаться:
1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;
2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;
3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;
4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;
5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;
6) мужчинам в шортах;
7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;
8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.
Перед Причастием:
1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.
2. Надо почистить зубы.
3. Не опаздывать к утренней службе.
4. Когда священник выносит Святые Дары перед таинством Причастия надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).
5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»
6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.
7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.
8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут насмарку!
9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.
10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.
11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!
12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).
13. Категорически запрещено причащаться в один день дважды, пусть даже из разных Чаш — это страшный грех.
14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!
15. После Чаши нельзя целовать иконы до запивки!
После Причащения надо:
1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.
2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор.
3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.
4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.
Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.
5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.
6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.
7. После причащения можно целовать друг друга, прикладываться к иконам.
Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.
Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.
Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.
Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!