Пасха – это самый главный Православный праздник, который отмечается всем христианским миром. День Воскресения Христова является символом вечной Жизни, победы над Смертью и очищения от грехов. Пасхальное ликование наполняет наши сердца, ибо Христово Воскресение - это основание жизни, победившей смерть, порок и тление.
...Великая Пятница. Смерть на кресте самая тяжелая. Иисус Христос умирал в течение 3-х часов.
"Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел".
(Реквием. Анна Ахматова).
Пятница - тяжелый день. Человек убил Бога. Убил не далекого философского бога, а Всевышнего, пришедшего в мир живым человеком из плоти и крови. "...И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись" (Мф. 27: 50-56).
Господь Иисус Христос умер
на кресте в пятницу, около трех часов после обеда, накануне еврейской Пасхи. В
тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе
с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами,
обвили полотном ("плащаницей"), как полагалось по еврейским традициям, и
похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного
погребения, но из любви к Иисусу уступил ее Ему. Эта пещера находилась в саду
Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим были членами
Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа.
Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем.
Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер
начинался праздник иудейской Пасхи.
Несмотря на праздник, в субботу утром, первосвященники и
книжники пошли к Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских
воинов, чтобы охранять гроб. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили
печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они вспомнили
предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти.
Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые
доказательства последовавшего на следующий день воскресения Христа.
Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По
верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда
души уверовавших в Него (1 Пет. 3:19).
На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром,
когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба,
Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна
воплощения, - непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это
событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело,
отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого
воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив
первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после
воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло
землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери
гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег.
Воины, испугавшись Ангела, разбежались.
Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о
случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены
мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему
в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными
мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не
знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и
некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром.
Направляясь к месту погребения, они недоумевали: "Кто отвалит нам камень от
гроба?" - потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик. Первая
пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам
Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко
гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой
стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: "Не бойтесь,
ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам
Его, что они увидят Его в Галилее." Взволнованные неожиданной вестью, они
поспешили к ученикам.
Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о
случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был
на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина
вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во
гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели - один у главы, другой у ног,
где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: "Что ты плачешь?" Ответив
им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая,
что это садовник, она спросила: "Господин, если ты вынес Его (Иисуса Христа),
то скажи, куда положил Его, и я возьму Его." Тогда Господь сказал ей:
"Мария!" Услышав знакомый голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и,
воскликнув: "Учитель!" бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей
прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.
Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о
явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских
начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего
предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа.
Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто
ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все
так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в
народе.
В первый день Своего воскресения Господь несколько раз являлся
Своим ученикам, которые прятались от преследований поодиночке и группами в
разных частях Иерусалима. По церковному преданию, Христос сначала явился Своей
Матери, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился и прочим
женам-мироносицам, сказав им: "Радуйтесь!" Жены мироносицы поспешили
поделиться этой радостной вестью с прочими апостолами. В тот же день Господь
явился еще ап. Петру и двум ученикам - Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером
же Он явился всем апостолам, которые собрались, чтобы обсудить слухи о Его
воскресении. Боясь иудеев, апостолы заперлись в одном из домов Иерусалима (По
преданию, - в "Сионской горнице," где была совершена Тайная вечеря и где через
семь недель после Пасхи Дух Святой сошел на апостолов).
Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том
числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы
рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему
прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув:
"Господь мой и Бог мой!" Как повествуют далее евангелисты, в течение
сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз
являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго
до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.
На сороковой день после Своего воскресения Господь Иисус
Христос в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает
"одесную" Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его
славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа
Святого, как обещал им Господь.
Воскресение Христово. Пасха. Фильм телекомпании Неофит.
Традиции празднования Пасхи
Пасхальная служба
На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.
Христосование
Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.
Пасхальная трапеза
После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос — это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.